Новости
Селфи с роботами и дегустация микрочипа.
Почему экскурсий на заводы хочется больше, чем на Великую стену?
Пока соседи ещё спорят, как правильно варить пельмени, Китай превратил свои заводы в новые туристические мекки, торжественно вывесив на проходных плакаты: «Роботов вживую не трогать, на микрочипы не садиться!». Каждый второй российский турист теперь дрожит от восторга не в очереди на Пекинскую утку, а на экскурсии по предприятию Xiaomi — там, где автоматически производится будущее. Да, прямо среди роботизированных цехов и технологических линий, которые раньше были строжайшей тайной для иностранцев.
Факты: Почему все едут в Пекин, но не за красной стеной
Для особо любопытных — цифры. Только за 2025 год один завод Xiaomi принял больше 100 000 туристов — и ещё столько же стоят в электронных очередях, размышляя над тем, брать ли с собой селфи-палку, если есть промышленный робот-ассистент. Аналитики из ChinaIRN бодро рапортуют: индустриальный туризм в Китае сейчас растёт по 18% в год и к 2029-му поднимет общий оборот до фантастических 4,2 трлн рублей (или $42 млрд — хватит, чтобы купить билеты на все заводы и ещё пару музеев пива). И в каждом объекте — свой сувенирный магазин, экскурсионная столовая и даже дегустация собственных гаджетов (шутка. Или нет).
Чего ждать туристу на производстве
-
На заводе Xiaomi экскурсии проводят по графику: в будни — квест «от смартфона до электромобиля за час», а в выходные — технология автоматизации и бездушные роботы, которые кажутся добрее местных экскурсоводов.
-
В столовой — обеды для лояльных фанатов и палатка с мерчем. На память об экскурсии можно приобрести креативные сувениры — чехол с винтиком, футболку «Я был на заводе роботов».
-
В Пивном музее Tsingtao пиво разливают на глазах посетителей: 28 миллионов долларов прибыли — и это только от туристов, жаждущих знаний (и освежающего напитка).
Эксперты — не туристы
Профессор Ли Вэньчжоу из пекинского института туризма признаётся:
«Промышленный туризм — это вирусная модель будущего. Люди приезжают не только за технологиями, но и за эмоциями: как устроен мир микросхем, кто управляет роботами и правда ли, что заводы теперь умнее некоторых чиновников. Это образовательное развлечение, причём крайне заразительное — распространяется быстрее, чем распродажа айфонов!»А руководитель отдела экскурсий Xiaomi, господин Чжан Мин, добавляет:
«Открытие производственных площадок — хитрый ход. Любой гость получает опыт изнутри, видит обратную сторону каждого гаджета, и, возможно, становится нашим клиентом лет на десять вперёд. А ещё пару лет ходит и рассказывает друзьям, как пообедал в столовой Xiaomi».
Почему «завод» лучше чем храм
-
Меньше скуки, больше лайков. Фото с роботом — моднее селфи у амфоры.
-
Можно пройтись по конвейеру, посмотреть, как из микросхем собирается ваш будущий телефон.
-
И главное: ни один сувенир не будет скучным — с логотипом Xiaomi и фото главного технодира на память.
Что делать — чемоданы собираем?
Если вы до сих пор сомневаетесь, стоит ли менять путёвку на конфуцийский храм на экскурс по заводам, вот вам лайфхак: выбирайте направление, где экскурсовод не только рассказывает, но ещё делает селфи со всеми участниками и заодно варит пиво. А ещё — не забудьте бронь на очередной индустриальный объект, потому что в будущем на место будет очередь длиннее, чем к Будде.
Даже если роботы на заводах вам покажутся слишком грустными, всегда можно перепутать технологию с искусством: например, сказать дома, что в Пекине теперь главный музей — там, где делают смартфоны. Главное — не перепутайте микрочип с сувениром на кассе!


© Первый туристический телеканал. 
